Андрей Рублев и Земляничные поляны

обложка к фильму Земляничная поляна Заболел и валялся в постели, впервые за несколько лет заглянул в телевизор дольше 15 минут, ужаснулся , выключил, решил посмотреть что-нибудь для души. Полез на imdb.com в надежде найти что-нибудь интересное. В свое время когда Горбушка еще была Горбушкой, а не торговым центром, я покупал и жадно пересматривал фильмы, которые входят в рейтинг лучших, пользуясь материалами этого сайта. Не знаю , кто составлял эту лучшую сотню мирового кинематографа, но вкусы у нас во многом не совпадают, а некоторые фильмы именитых режиссеров вообще невозможно смотреть. Я выбрал 2 фильма, которые раньше не смог найти: ‘Андрей Рублев’. Тарковского и ‘Земляничная поляна’, Ингмара Бергмана.
Оба фильма мне понравились и произвели сильное впечатление. Не претендуя на роль кинокритика, хочу сравнить оба этих черно-белых фильма просто потому , что я посмотрел их один за другим, не пожалев о потрпченном времени.
Фильм Тарковского и Кончаловского вышел в 1966 году и не сразу попал на экраны в СССР. Ведь он о талантливом монахе — художнике. Фильм состоит из 8 новелл, повествующих о Руси 15 века, хотя здесь нет речи о документальной точности событий, это-фильм впечатление, фильм-рассуждение. Мы видим беспросветную и жалкую андрей рублев кино кадр из фильма жизнь народа, пытки, издевательства, предательство князей , смирение, духовность и в то же время буйство плоти, неудержимую жажду жизни. Тарковский задействует всю палитру красок, запоминающихся хлестких образов: иконописцам выкалывают глаза, чтобы они не расписали храм, лучше чем у предыдущего работодателя; татарская казнь с привязыванием к хвосту лошади и заливанием в рот расплавленной смолы; соблазнение монаха в ночь на Ивана Купала; победный звон колокола , отлитого молодым литейщиком-сиротой почти ребенком, случайно выжившим и сохранившим секрет литья, первый полет на воздушном шаре (реально случившийся в 1731 году полет подъячего Крякутного). Вообщем,

ночь на ивана купала кадр из фильма Тарковского Андрей рублев

за 3 незаметных часа, которые идет этот фильм Вы испытаете целый спектр эмоций, как будто режиссер фильма перебирает струны Вашей души умелыми пальцами-художественными приемами. Возможно некоторые приемы слишком гиперболизированы и оторваны от реальности, но это не нарушает очень понятные каждому из нас переживания. Я не уверен, что этот фильм будет также понятен иностранному зрителю — у них он наверное вызвал шок и ужас. Хочется верить, что это не наша история , а все лишь авторская жестокая версия той эпохи, в которой среди беспросветного варварства и бесчеловечности , все же каким-то случайным образом появлялись великие люди и произведения.

Единственное что связывает фильм  «Земляничная поляна» Бергмана с Андреем Рублевым это то, что он черно-белый , а также то, что Тарковсковский отмечал этот фильм в числе своих любимых. В остальном это полная противоположность фильму Тарковского — здесь нет жестокости и насилия, буйства и непредсказуемости, чего так боятся и не понимают в тихом и спокойном европейском мирке. Страсти здесь бурлят, но только психологического свойства и по нордически сдержанно. Бергман спокойно и методично исследует человеческие отношения , семью, проблемы отцов и детей. Красивые лица шведских актеров и актрис, родители-долгожители работающие по 50 лет , эгоистичные дети — страдающие от недостатка внимания и наследства (вследствие того же долгожительства родителей) и нежелающие заводить своих детей, счастливая влюбленная и беспечная молодежь. Даже качество пленки в этом фильме по европейски высокое и технически снято безупречно. За исключением сюрреалистичных снов профессора Борга , которые скорее отражают его страх смерти , он вспоминает и анализирует свою  жизнь, как-бы заново проживая ее в своих воспоминаниях. Невольно встаешь на место главного героя и думаешь как бы  поступил в той или иной ситуации. Но вскоре понимаешь, что  такая примерка не проходит гладко. Может дело в особом мироощущении, которому далеки эти «европейские» проблемы в то время как в нас кипят «страсти по Андрею» .

2 thoughts on “Андрей Рублев и Земляничные поляны

  1. Это был самый забавный отзыв на «Андрея Рублёва», который мне доводилось читать. С другой стороны, фильм снят в 1966 году, старая, не всегда понятная нынешнему молодому зрителю стилистика… Главное, что он смог достучаться и заронить зёрна сопричастности к великому, а всё остальное — от возраста. Ну, а что касается истории, то история не только России, но и любая другая — это череда кровавых разборок и борьбы красоты (главным образом, духовной) с невежеством, так что и история нашей страны не усыпана лепестками роз. В том, кстати, и состоит величие народного духа: не позволил народ себя втоптать, уничтожить, он выжил, да как!
    А «Земляничную поляну» стоит посмотреть годков этак через 20-30 и Вы удивитесь, какой мудростью наполнен каждый кадр Бергмана. А вообще огромный поклон Вашей зрительской интуиции. Выбрать такие шедевры почти наугад! Говорит о многом.

    • Почему наугад, еще в студенческие годы я пересмотрел очень много хорошего кино и продолжаю смотреть. Если Вам показалось, что я слишком молод чтобы оценить этот фильм, то скажу только, что я не признаю авторитетов и трепета перед именитыми режиссерами не испытываю. Искать второй смысл там где его нет не в моих правилах.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s